Приступая к продвижению сайта в поисковых системах (самостоятельному или же с помощью подрядчиков), его веб-мастеру или владельцу необходимо хотя бы общее представление о том, как устроен поиск. Почему одни ресурсы находятся в поисковой выдаче на первых местах, а другие — существенно им уступают? Что поисковики учитывают, при определении позиции сайта? Какие факторы ранжирования 2018-2019 годов самые значимые и важные?
продвижение сайта в поисковых системах
Рассмотрением этих и других вопросов мы и займемся в этом материале, но для начала определимся с общей терминологией.

Что такое ранжирование?

Под ранжированием сайтов поисковиками понимается методика определения позиций веб-ресурсов в выдаче. Она довольно сложная по своей сути, но требующая буквально доли секунды. Пользователь вводит определенную фразу в строке, а для данного поискового запроса формируется страница с результатами — ответами на свой вопрос. И ссылки на все веб-ресурсы представлены в определенном порядке.

Если сайт или интернет-магазин находится выше другого, то очевидно, что он вызывает больше доверия Яндекса или Google. Но за столь абстрактным выражением скрываются многочисленные факторы ранжирования, которые учитывают поисковые системы, чтобы определить место сайта в результатах выдачи.

По экспертным оценкам, Гугл опирается не менее, чем на 270 таких факторов, а Яндекс — на 800+. Но общая методика и формула определений позиций держится в строгом секрете, чтобы исключить манипуляционное, искусственное продвижение сайтов.

ранжирование сайтов поисковиками

Релевантность — основа ранжирования

На позиции сайта в поисковых системах в первую очередь влияет релевантность — это главный критерий определения места в выдачи. Если просто, то под релевантностью понимается соответствие ожиданиям пользователя, который вводит определенную фразу.

Вот простой пример для понимания: если пользователь вводит запрос «обои виниловые Киев», то вряд ли ждет ссылки на керамическую плитку, водоэмульсионную краску или вагонку. Наиболее релевантными сайтами для него могут быть интернет-магазины обоев, представленные в украинской столице и предлагающие как раз виниловый отделочный материал.
релевантность страниц
Для появления сайта в выдаче нужно, чтобы веб-ресурс был виден для поисковых систем (проиндексирован ими), а также имел страницы, релевантные конкретному введенному запросу. Это базовое правило для Яндекса, Гугла и других поисковиков: поэтому сайт о косметике не демонстрируется автомобилисту, ищущему покрышки, а информационный портал о политике, человеку, ищущему онлайн-кинозал.

Другие самые значимые SEO факторы учитываются по-разному, поэтому и в разных поисковых системах по одним и тем же запросам сайт может быть на разных местах. И об этом мы и поговорим детальнее.

Популярные классификации факторов

Поисковики совершенствуют свои алгоритмы ранжирования, систематически появляются новые аспекты. Их должен учитывать веб-мастер, владелец сайта и seo-специалист, в обязанности которого входит раскрутка ресурса. Если набор факторов увеличивается и насчитывает сотни, то групп их классификации меньше. Один из базовых принципов предполагает разделение на:

  • внутренние факторы (все то, что непосредственно связано с самим сайтом — домен и адреса страниц, тексты, технические аспекты работы, навигация и многое другое);
  • внешние факторы ранжирования (сюда входят ссылочные и поведенческие факторы (ПФ)).

факторы ранжирования сайта

В рамках этих групп выделяются свои подгруппы и подвиды. Также сегодня есть такие аспекты, влияющие на позиции сайта, которые сложно отнести однозначно к внутренним или внешним, допустим, так называемые брендовые или социальные факторы.

Есть и другие классификации со своими признаками, в том числе:

  1. В зависимости от поисковика. У каждого могут быть свои факторы. К примеру, Яндекс однозначно признает коммерческие факторы и выделяет их отдельно (что важно для создания и продвижения интернет-магазинов). А вот позиция Google на этот счет не столь однозначна.
  2. В зависимости от поискового запроса: выделяют динамические и статические. Так, к примеру, язык статей, возраст сайта и все, что относится к самой странице, входит в группу статических факторов. А вот к динамическим относят те аспекты, которые зависимы от конкретного запроса, к примеру, плотность ключей, региональные аспекты (они варьируются для каждой вводимой фразы).
  3. По степени влияния условно можно выделить основные, важные, малозначимые моменты. Допустим, сегодня внимание поисковых систем к пользовательским факторам растет, а вот роль названия домена становится не столь существенной.
  4. По времени появления — существовавшие изначально, более новые, самые свежие и т.д. К примеру, 10 лет тому с помощью мобильных устройств интернетом практически не пользовались, а вот сегодня адаптация под смартфоны и планшеты – значимый и активно используемый поисковиками фактор ранжирования.

Основные внутренние факторы, которые помогут оказаться выше в выдаче

На любом сайте есть масса деталей, которые прямо и косвенно влияют на позиции в выдаче. Мы перечислим самые значимые из них сегодня:

  1. Метатеги и теги. Это важнейший фактор ранжирования для успешного продвижения отдельных страниц сайта. На позиции ресурса в результатах выдачи прямо влияет содержимое тега Title, Description, H1-H3. Причем текст тут помогает поисковым системам определить релевантность конкретной страницы поисковому запросу, что и обусловливает необходимость использования в этих метатегах ключевых слов. Внутренняя оптимизация как раз и должна быть направлена на работу с содержимым Title и Description, а также заголовками H1-H3.внутренние факторы ранжирования
  2. Контент. Фактически это даже не один, а множество текстовых и мультимедийных факторов вашего сайта. Большое значение сегодня имеет как общий размер статьи, так и присутствие ключевых слов, других фраз, раскрывающих смысл запроса пользователей. Улучшает восприятие текстовых публикаций различный мультимедиа контент, в том числе фотографии, видеоролики (в идеале в простом и понятном проигрывателе, как на YouTube), логичное и приятное оформление (разбиение текста подзаголовками, наличие списков). На позиции сайта в целом, а не только отдельных страниц, влияют внутренние ссылки (перелинковка), частота выхода новых публикаций и т.д.
  3. Оптимизация под мобильные устройства. Любой сайт должен обеспечивать удобство вне зависимости от размера дисплея пользователя. Для этих целей необходимо выбирать подходящие шрифты, настраивать отображение картинок и видео. А веб-ресурсы, которые не являются «дружественными» для мобильных пользователей попросту оказываются ниже в выдаче на фоне адаптированных.оптимизация под мобильные устройства
  4. Обеспечение безопасности. Активное развитие интернета повлекло за собой появление онлайн-преступлений и мошенничества в сети. Одним из факторов противодействия и базовой защиты пользователей выступает использование защищенного шифрованием протокола передачи данных HTTPS, который активно вытесняет обычный HTTP. С начала 2018 года Google, а точнее браузер этого поисковика Chrome, отмечает интернет-магазины и сайты, работающие не на HTTPS, как небезопасные, а также пессимизирует их в выдаче.защищенный протокол передачи данных
  5. Время существования сайта и/или домена. Приоритет в ранжировании при прочих равных условиях поисковики отдают более возрастным, а, следовательно, по умолчанию, более авторитетным веб-ресурсам. Считается, что такой сайт заслуживает большего доверия на фоне молодых проектов, которые пока не зарекомендовали себя хорошо на долгой дистанции.

    время существования сайта

  6. «Продающие» аспекты для интернет-магазинов. Коммерческие веб-ресурсы отличаются от информационных порталов. К ним поисковики предъявляют дополнительные требования. Интернет-магазин должен предлагать клиентам удобную форму заказа, исчерпывающую информацию о контактах (телефоны, адреса и т.д.), данные о доставке и гарантии. Общий перечень факторов, относящихся к коммерческим, насчитывает несколько десятков, а значение на ранжирование может оказывать даже цвет и заметность кнопки «Оформить заказ» или «Купить».
    удобная форма заказа в интернет-магазине

О чем еще внутри сайта не стоит забывать?

На практике, при работе с ресурсом специалисты по SEO и веб-мастера, имеют дело с намного более обширным перечнем внутренних факторов ранжирования. Все их обычно делят на несколько групп:

  • доменные. Поисковики учитывают возраст и историю домена, наличие в нем тематической фразы или полного совпадения пользовательскому запросу;
  • на уровне страницы. К факторам на уровне страницы, помимо метатегов и контента, относится скорость загрузки, общая структура и простота навигации, длина URL-адреса и его понятность;
  • на уровне всего сайта. Влиять на позиции в выдаче могут различные технические аспекты, в том числе размер и качество кода, скорость загрузки страниц (время отклика сервера), наличие/отсутствие дублей, понятность структуры и многое другое.Основные рекомендации по улучшению позиций

Базовые требования к современному сайту, который хочет высоко ранжироваться поисковиками, сводятся к предоставлению пользователям качественного контента, исчерпывающе отвечающего на возникшие вопросы. Публикации должны быть уникальными, актуальными, полезными, удобными для восприятия (разбавленными фото, видео и т.д.).

Ранее самые значимые технические аспекты — метатеги, настройка индексирования и работа с кодом — уже на одном уровне по важности с вопросами безопасности и адаптации под мобильные устройства. Но в целом, вся техническая оптимизация сайта остается обязательной работой для SEO-раскрутки.

Коммерческим проектам нужно работать над улучшением «продающих» свойств, предлагая клиентам актуальный ассортимент и удобные, простые и наглядные средства оформления покупки в режиме онлайн.

Остальные внутренние факторы также важны, поскольку так или иначе влияют на многие другие аспекты. К примеру, загроможденный код может стать причиной медленной загрузки страниц, а это сразу же отразится на поведении пользователей, что относится к внутренним факторам. К тому же практически любой аспект, влияющий на позиции в выдаче, стоит рассматривать комплексно, а не в отрыве от других моментов.

Главные внешние факторы

На ранжирование прямо влияют те моменты, на которые владелец веб-ресурса может воздействовать только опосредованно. Их называют внешними факторами. Они делятся на две большие группы: ссылочные и поведенческие.

Так, если на сайт не ссылаются другие веб-площадки, то поисковики делают вывод, что проект недостаточно интересен целевой аудитории. Якобы, пользователи не хотят рассказывать о нем в соцсетях, на форумах и различных информационных порталах. Если же ссылок достаточно, то это является подтверждением авторитетности и дополнительным фактором доверия к ресурсу.

Также на позиции сайта в выдаче прямо влияет и поведение пользователей. Чем дольше они находятся на страничке, активнее переходят по внутренним ссылкам, тем, вероятно, полезнее и интереснее контент, предлагаемый аудитории. И поисковые системы «премируют» подобные ресурсы более высоким ранжированием.

И ссылочные, и поведенческие (также называются пользовательские) факторы довольно многогранны: оставлять без внимания не стоит большинство из них.

Ссылки все так же важны для позиций в выдаче

В начале нулевых годов веб-ресурс можно было вывести в ТОП просто за счет наращивания ссылочной массы (активной из покупки через статейные и ссылочные биржи). В 2018 году такой «номер не пройдет», но все равно ссылочный фактор остается важным при ранжировании в поиске.

Сейчас не нужно думать о большем количестве ссылок, чем у основных конкурентов. Лучше уделить внимание их качеству: один линк с авторитетного веб-ресурса, близкого по теме, будет лучше, чем десятки или сотни спамных ссылок. Использование последних грозит санкциями со стороны поисковиков. Алгоритм Penguin сначала обесценит влияние спамной ссылочной массы, а за систематические нарушения снизит позиции.

Основные ссылочные факторы ранжирования делятся на несколько подгрупп:

  1. Связанные с донором. На позиции в выдаче влияет статус сайта, с которого идут обратные ссылки, в том числе возраст, посещаемость, количество проиндексированных страниц, тематическая и региональная близость и т.д. Учитывается также общая численность ссылок (внешних и внутренних), как на конкретной странице, так и на сайте-доноре в целом, уровень вложенности и расположение обратного линка (если он в подвале, то его значимость будет ниже).
  2. Связанные с анкором (текстом ссылки). На ранжирование прямо влияет вхождение ключей в анкор, естественность самого присутствия ссылки в тексте, околоссылочный текст и т.д.
  3. Связанные с темпами наращивания ссылочной массы (поисковики учитывают темпы роста, негативно относятся к резким скачкам ссылок, считая такой процесс неестественным).

Оптимальная стратегия наращивания ссылочной массы с целью повышения позиций в выдаче опирается на такие правила:

    • акцент на естественных ссылках (их можно получать за счет регулярного размещения качественного и полезного контента на сайте);
    • тщательный отбор сайтов, которые используются как доноры. В приоритете тематические и авторитетные ресурсы, которые не являются участниками ссылочных и статейных бирж;
    • проработка анкор-листов: приветствуются как безанкорные ссылки, так и линки с разнообразными анкорами, естественного вида;
    • планомерное наращивание ссылочной массы без акцента на численности ссылок.

Поведенческие факторы сайта

Качество взаимодействия пользователей с веб-ресурсом учитывается при ранжировании поисковыми системами. Основными показателями, которые анализируют поисковики, является:

  • длительность сессии — время, которое человек находится на веб-ресурсе;
  • глубина просмотра — численность открытых страниц за одну сессию;
  • показатель отказов (уход с сайта сразу после клика по ссылке);
  • повторные посещения веб-ресурса.

Если пользователи долго остаются на сайте, переходя на другие страницы, возвращаются сюда снова, то поисковики делают вывод о полезности веб-ресурса. Если же сразу после клика из поиска портал или интернет-магазин закрывается, время сессии невелико, а кроме одной страницы ничего не просматривается, то и ранжироваться такой проект будет хуже.

К пользовательским факторам также относится активность аудитории — оставляемые комментарии на веб-ресурсе, лайки и расшаривания в социальных сетях.

поведенческие факторы сайта
Лучшая рекомендация по улучшению в данном аспекте — вовсе не накрутка поведенческих факторов, а грамотная работа над дизайном, навигацией, контентом и юзабилити (удобством пользования). Так, веб-ресурс должен быстро загружаться, его структура — отличаться наглядностью и интуитивностью, контент — удерживать внимание человека. При таком подходе ПФ позитивно повлияют не только на видимость площадки в поиске, но и отразятся на экономических показателях коммерческих проектов (повысят конверсию продаж) и численности постоянной аудитории информационных порталов.

Комплексный подход — основа успеха

Все факторы ранжирования, перечисленные в статье, значимы в 2018-2019 годах. Работать на улучшение веб-ресурса нужно по каждому из направлений — контент, технические моменты, юзабилити, качественные ссылки, и только такой комплексный подход обеспечит ожидаемые результаты.