При создании и продвижении веб-ресурса существует множество мелочей, влияние которых на итоговый результат проделываемой работы оказывается довольно существенным. Веб-адрес — один из таких моментов. Но, если выбору домена, как правило, уделяется достаточное внимание, то о структуре и правилах прописывания URL (УРЛ) нередко забывают.

веб-адрес страниц

Прочитав эту статью, вы узнаете:

  • какими должны быть правильные веб-адреса страниц;
  • как URL влияет на поисковое продвижение и позиции в выдаче;
  • что такое ЧПУ SEO URL и каковы его главные преимущества;
  • как создавать эффективную URL-структуру сайта.

Но прежде всего мы разберемся с основами.

Что такое URL?

Не обязательно знать, что означает URL в переводе с английского языка. Расшифровка Uniform Resource Locator, то есть «единый указатель ресурса» является не самым информативным определением. По сути УРЛ это стандартный указатель расположения сайта и каждой его страницы в глобальной паутине. Двух одинаковых адресов у разных веб-ресурсов быть не может, как и у двух статей или каталогов одного интернет-магазина.

Обязательными составляющими веб адресов страниц является следующее:

  • протокол передачи данных (сегодня все чаще это https, вместо незащищенного шифрованием http);
  • доменное имя;
  • путь к конкретной странице или файлу;
  • данные о самой странице или файле.

Грамотное прописывание двух последних составляющих и позволяет создать более удобный, информативный и полезный с точки зрения поискового продвижения URL для сайта.

составляющие веб-адресов страниц

Как веб-адрес влияет на SEO?

Отдельные веб-разработчики уверены, что специальная структура URL-адресов — это излишество. Поисковые системы способны разобраться с данными в УРЛ любого вида и длины, следовательно, информационный портал или интернет-магазин будет нормально проиндексирован и проранжирован поисковиками.

Специалисты по раскрутке уверены, что влияние URL на SEO есть и им не стоит пренебрегать, когда выполняется внутренняя оптимизация. Пусть в большей степени поисковиками при ранжировании учитывается имя домена и поддоменов, путь к странице и само ее название также оказывает влияние на релевантность и позиции в выдаче.

Подтверждают это и сами поисковики. Представители Яндекса рекомендуют делать адреса страниц информативными, что позволит поисковым роботам точнее определить релевантность пользовательским запросам. Google советует создавать логичную и простую структуру URL, отдавать предпочтение словам, а не цифровым идентификаторам, которые являются мало информативными для пользователей.  В то же время превращать веб-адрес в обширный набор ключевых слов также не стоит, так как это может обернуться санкциями и снизить позиции в результатах выдачи.

Степень влияния УРЛ на SEO также зависит от конкуренции и частотности запросов. Так, если речь идет о продвижении по высокочастотным ключам, ведущим на главные страницы сайта, то роль веб-адреса будет не слишком существенной. А вот для низкочастотных запросов, которые приводят на страницы с различным уровнем вложенности, это в действительности весомый фактор, способствующий высоким позициям.

В любом случае целесообразно сделать SEO URL, который будет дружественен по отношению к поисковым системам, а также удобен для пользователей. Более того, сегодня даже есть специальный термин — ЧПУ адрес.

ЧПУ: что это?

Изначально оптимизированные веб-адреса называли Search Engine Friendly, то есть дружественные по отношению к поисковым системам. В русскоязычном сегменте такой термин не прижился. У нас часто можно услышать термин ЧПУ. Расшифровывается эта аббревиатура, как человекопонятный УРЛ. На английский язык переводится ЧПУ не напрямую, а преимущественно как просто friendly URL.

Под таким дружественным или человекопонятным «урлом» понимается веб-адрес, который предоставляет дополнительную информацию человеку.

Чтобы понять, как работает ЧПУ, достаточно увидеть пример. Вот два адреса, которые гипотетически могут вести на одну из страниц сайта:

  • simple.com/?p=1251;
  • simple.com/blog/nastroyka-chpu;

Вторую ссылку можно считать ЧПУ, поскольку она дает определенное представление о том, что увидит пользователь на сайте, пусть даже она не на русском языке. Она также в общих чертах показывает структуру сайта (присутствие в пути слова «blog» намекает, что на сайте есть соответствующий раздел с информационными публикациями).

Первая ссылка дополнительной информации о сайте не дает. Разве что можно предположить, что тут имеется не меньше 1251 страницы, хотя это не обязательно.

На веб-ресурсах можно использовать любой из предложенных видов адресов, но с точки зрения SEO, предпочтительнее именно второй вариант — то есть дружественный к поисковым системам (Search Engines)

чпу url - человекопонятный урл

Преимущества ЧПУ

Использование дружественных, понятных для человека УРЛ полезно сразу в нескольких аспектах. Во-первых, такие адреса лучше воспринимаются целевой аудиторией. Для посетителей ЧПУ дает следующие плюсы:

  • ссылка на страницу выглядит приятнее: текстовое содержимое воспринимается лучше, чем преимущественно числовое;
  • по веб-адресу можно понять, какая информация его ждет на конкретной странице, а также в какой категории человек находится;
  • ЧПУ легко использовать для навигации (если в нашем примере simple.com/blog/nastroyka-chpu удалить название страницы, то можно сразу перейти в общий раздел блога, где находятся другие публикации);
  • такой URL проще запомнить, если нет возможности скопировать адрес.

Во-вторых, ЧПУ дают явные преимущества для поисковой оптимизации и продвижения сайта:

  • для отображения ссылки используется транслит (то есть латиницей прописаны русскоязычные слова — в нашем примере «настройка ЧПУ»). Кириллические символы, по мнению некоторых специалистов, хуже воспринимаются поисковиками. Плюс если делать ссылки (копировать их в социальных сетях или мессенджерах, вставлять в статьи и т.д.), русские буквы заменяют непонятный набор символов на латинице, который не является дружественным и понятным для пользователей;
  • наличие ключевых фраз в названии позитивно сказывается на релевантности, то есть соответствии страницы конкретному пользовательскому запросу;
  • есть у ЧПУ и косвенный позитивный аспект — безанкорные обратные ссылки на сторонних ресурсах увеличивают их кликабельность и лучше передают ссылочный вес по продвигаемым ключевым словам.

Таким образом, пользователь сразу поймет, что за ссылка перед ним, примет решение, нужно ли ему переходить на конкретную страницу, сможет использовать дружественный URL для навигации по сайту. В свою очередь поисковики отдают предпочтение ЧПУ при ранжировании (в поисковой выдаче большинство сайтов на первых страницах имеют человекопонятные УРЛ). Плюс они полезны и для эффективного ссылочного продвижения. А значит необходимо лишь разобраться, как правильно внедрить ЧПУ на своем сайте.

Базовые требования к URL

Адреса страниц веб-ресурса с точки зрения поискового продвижения должны быть следующими:

  1. Оптимизированными под ключевые слова. Это позитивно скажется как на ранжировании страниц, так и на кликабельности ссылок в результатах поиска.
  2. Лаконичными. Длина URL-адреса не должна быть слишком большой, иначе часть ссылки будет скрыта от взора, а лишние слова могут быть восприняты как спам. Оптимальный размер ЧПУ — до 5 слов или около 60-70 символов.
  3. Осмысленными и информативными. Максимальная польза УРЛ для пользователя обеспечивается тогда, когда взглянув на адрес страницы, он понимает, отвечает ли она его запросу.
  4. Иерархическими. Адрес товара из удаленной категории должен отображать структуру интернет-магазина. Но чтобы длина URL не была избыточной, нужно умело «урезать» вложенность. Так, если страница удалена от главной на 4-5 шага, то промежуточные подкатегории и рубрики стоит скрыть.
  5. С правильными SEO-акцентами. Некоторые адреса вообще необходимо скрывать от поисковиков, к примеру, в рамках борьбы с дублями страниц, так что ЧПУ они или нет — вопрос второстепенный. А вот самые важные для аудитории адреса, конечно же, необходимо прорабатывать с точки зрения всех описанных выше требований.

Важные рекомендации по составлению ЧПУ

Даже понимая роль и базовые требования к человекопонятным URL, можно наделать необязательных ошибок. Избежать их помогут следующие рекомендации:

  1. Заняться настройкой ЧПУ лучше еще на этапе разработки сайта и его запуска. С возрастным ресурсом возможны определенные сложности. Так, если страницы со старыми веб-адресами высоко ранжируются, на них ссылается немало авторитетных доноров, то при смене URL можно потерять ссылочный вес, затем ранее занимаемые позиции, а следом и трафик.
  2. Лучше использовать транслитерацию, а не перевод слова. Как мы отмечали выше, кириллица в URL SEO — не лучший выбор. Многие оптимизаторы и/или администраторы сайтов зная это, решают заменить русские буквы не с помощью транслитерации, а переводом слов. Допустим, для категории духовок в интернет-магазине прописывается веб-адрес /ovens/, а не /duhovki/. Во-первых, не все потенциальные покупатели знают английский. Во-вторых, поисковики отлично распознают транслит, но при этом не считают данные слова синонимами. Вывод: лучше применять второй вариант.
  3. Транслит рекомендуется проверить. Например, правила Яндекса на счет транслитерации по некоторым моментам отличаются. И если вы хотите высоко ранжироваться в этом поисковике, то URL должен отвечать его требованиям и стандартам.
  4. Лучший разделитель слов в ЧПУ — дефис. Подобные рекомендации можно найти в документации для веб-мастеров от Google. Эту позицию разделяет и Яндекс. Другие знаки препинания также воспринимаются поисковыми системами, но точки и запятые могут сказаться на релевантности поисковому запросу. Не стоит применять и пробелы, хоть они и воспринимаются адекватно поисковиками, в адресе они демонстрируются в виде такого не самого приятного взору символа — «%20».пример человекопонятного урл

Верхний регистр, хеш-теги и различные знаки препинания в ЧПУ не нужны. К примеру, заглавные буквы являются проблемой для серверов на базе UNIX/Linux — страница с ними попросту будет не найдена (сервер выдаст ошибку 404). Касаемо значка # в качестве якоря URL для длинных ссылок, то его преимущества надуманы, а всемирно известные сайты, отказавшись от них, выиграли в производительности и лояльности поисковиков. Про знаки препинания (помимо дефиса) мы уже сказали выше — они попросту лишние и не нужные в веб-адресе.

Как прописывать человекопонятные УРЛ?

Ощутимых сложностей настройка ЧПУ сегодня не вызывает, если веб-ресурс базируется на популярных системах управления контентом, вроде WordPress, Opencart или Joomla.

настройка человекопонятных урл

Допустим, в ВордПресс структуру адреса можно задать самостоятельно, в том числе указав предпочтительный вариант из предлагаемых или задав свой. Для этого нужно зайти в раздел «Настройки» — «Постоянные ссылки». Прописать свой вариант структуры ЧПУ для страниц можно в поле «Произвольно».

настройка постоянных ссылок

В WordPress также нужно решить вопрос с транслитерацией, чтобы не переписывать латиницей русскоязычные названия страниц вручную. Автоматизирует такой перевод специальный плагин (к примеру, CyrToLat).

плагин для транслитерации

Для интернет-магазина на Opencart указать ЧПУ можно в специальной графе на вкладке «Данные». Если ассортимент продукции достаточно широкий, то проблему, как заполнять многочисленные поля SEO UR, позволяет решить специальный модификатор (модуль «автозаполнения»). После его установки генерация транслитерации для основных страниц коммерческого веб-ресурса, в том числе товарных карточек, брендов (производителей), категорий станет автоматической.

Определенные нюансы с настройкой дружественных веб-адресов могут быть лишь на старых, не обновляемых системах управления контентом. На многих актуальных версиях «движков» прописывание ЧПУ URL является настройкой по умолчанию. Поэтому даже для неопытного администратора сайта, серьезных проблем с прописыванием дружественных УРЛ не возникнет.

Подводим итоги

Создать эффективные с точки зрения поискового продвижения URL-адреса несложно. К тому же потраченное на подобную работу время способно оправдать себя ощутимыми результатами — ростом позиций в выдаче, увеличением трафика, повышением продаж (для коммерческих проектов). Но важно понимать, что обособленно от других моментов внутренней оптимизации ЧПУ не гарантируют результатов. А вот в тандеме с другими работами, связанными с техническими моментами, контентом и улучшением юзабилити, влияние качественных URL на динамику раскрутки способно приятно удивить.